Мы продолжаем публиковать истории, в основе которых лежат реальные события. Их свидетелем стала Президент Тольяттинской гильдии риэлторов, директор агентства недвижимости «Солнце» ЛЮБОВЬ ВАСИЛИКА, разрешающая квартирные страсти уже 16-ый год.

Такое бывает: клиенты уходят. У кого-то меняется ситуация, и вопрос с недвижимостью откладывается, а кто-то хлопает дверью и призывает все казни египетские на мою голову. Раньше было обидно, а потом я кое-что поняла…

st40К клиентам я отношусь как к собственным детям: отдаю все, что в моих силах, все свое мастерство, внимание и заботу. Я мать троих детей, директор агентства, но только недавно осознала: чем больше я впадаю в гиперопеку (детей, сотрудников, клиентов), тем более капризными и требовательными становятся мои опекаемые. И если я последовательно удовлетворяю каприз за капризом – это неизбежно приведет к расторжению договора, причем клиент будет считать, что его недообслужили, недоублажили, недолюбили, недохолили, недолелеяли.

Вот главные капризы, которые привели к расторжению договоров и провалу намеченных сделок.

Хочу все и сразу!

Лидии Ивановне нужно было продать квартиру. Заключили договор, определились с ценой продажи – среднерыночная, не дорогая и не дешевая. Запустили рекламу, пошли просмотры, наметились покупатели. Первым Лидия Ивановна отказала: они пришли с ипотекой, а ждать перевода денег в течении месяца она категорически не хотела. Неделя переговоров – и уже наметившаяся было сделка улетела коту под хвост.

Я предупредила: если хотите клиентов с живыми наличными деньгами, нужно снизить цену, чтобы ваше предложение было заманчиво, как стакан холодной воды в жару. А сейчас это просто бутылка минералки в супермаркете – таких целый ряд, и все примерно по одной цене. Лидия Ивановна не хотела терять в цене – оно и понятно, у каждого продавца свои планы на деньги от продажи.

Я пожала плечами: ну, ладно, будем искать дальше. Нашла вторых потенциальных покупателей. Те при покупке жилья планировали использовать маткапитал, на который Лидия Ивановна тоже не согласилась: а вдруг они его не перечислят, а вдруг он не придет в течение двух месяцев, а вдруг это мошенники.

Бесполезны были лекции о том, что маткапитал – это государственные средства, а государство в этом вопросе работает как часы: перечисления приходят точно в срок и в полном объеме именно на тот счет, который указан в договоре купли-продажи.

После двух развалившихся сделок я впала в немилость Лидии Ивановны: по ее мнению, я перехвалила себя – только и умею, что статейки писать, а покупателей искать совсем не могу. Усилия по поиску тех двоих, которые не притащили на сделку по чемодану наличности, не в счет – не притащили же!

Пишу, и стыдно перед коллегами из других агентств: я юрист, риэлтор с 16-летним стажем, а не смогла объяснить клиенту, что услуга считается оказанной, когда приведен  покупатель и выплачен аванс. И если у клиента есть пожелания относительно формы оплаты покупки, то эти пожелания необходимо фиксировать в договоре и корректировать цену с их учетом.

..и побольше-побольше!

Однажды позвонил Виктор – меня ему рекомендовали знакомые. Он жил в Москве, а в Тольятти пустовала квартира в хорошем месте, в прекрасном состоянии. Он не знал цены на квартиры в Тольятти - я озвучила разбег: от 1,8 млн. до 2,2 млн.

Виктор решил: квартиру нужно ставить на продажу за 2,3 млн. Честно говоря, мне бы уже на этом месте расстаться с ним окончательно и бесповоротно. Но я позволила себе мягкосердечие: он горячо убеждал меня, что понимает степень завышенности цены, что не ждет чуда.

За три месяца просмотры были: люди приходили в надежде, что им удастся вернуть продавца в реальность. Виктор наконец-то убедился, что за 2,6 млн. он действительно будет продавать квартиру до китайской пасхи, и – уж так и быть! – пусть будет 2 млн. Но клиенты к этому времени уже как-то рассосались. Только я начала рекламную кампанию по новой стоимости, как он пришел в гневе: «Я, Люба, переоценил вас. Вы не смогли продать мою квартиру! Разрываем договор!»

Мораль сей басни такова

Дорогие мои разочарованные клиенты, я хочу попросить у вас прощения за то, что не была достаточно к вам строга, что позволила вам капризничать и остаться у разбитого корыта.

Дорогие мои сотрудники, которые трудились над подобными сделками и остались без заработка, потратив время, силы и нервы, прошу и вас простить меня. С этого дня в клиентском договоре появится пункт об ответственности клиента за отказ от сделки: услуга будет считаться оказанной и подлежащей оплате, если риэлтор нашел покупателя, но клиент от него отказался.

Так мы все будем чувствовать себя защищеннее и довольнее, согласны?

Записывайтесь на бесплатную консультацию в офисе: 71-52-43 (если сразу не ответим, то перезвоним). Получение ипотечного займа под низкие проценты – бесплатно для наших клиентов. Экспертная оценка  квартиры (аналитика + просмотр) с рекомендациями по продаже  – 2000 рублей с выездом по Тольятти.